Главная | Защита прав потребителя | Права потребителей в торговом обслуживании

Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании

Способы защиты прав потребителей в торговом обслуживании Содержание Глава 1. Нормы и принципы правового регулирования в сфере защиты прав потребителей 1. Характеристика способов защиты прав потребителей 2. Государственная и общественная защита прав потребителей 3. В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров работ, услуг.

Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил крут прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях.

Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого. Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития.

Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Проблема возникновения и развития законодательства, защищающего права и интересы потребителей, является довольно новой для российской правовой науки.

Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах А. Парций, Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды Л. Цель работы состоит в том, чтобы проследить развитие законодательства о защите прав потребителей, выявить недостатки и пробелы в современном законодательстве, на основе исторического и зарубежного опыта предложить рекомендации, направленные на совершенствование законодательства о защите прав потребителей.

Указанная цель предопределила задачи исследования: Проследить процесс становления понятия "потребитель" и с учетом этого определить время зарождения норм, защищающих права и интересы потребителей; Осуществить анализ законодательства, на основании чего выявить проблемы в сфере защиты прав потребителей; Исследовать механизмы защиты прав и интересов потребителей; Выявить проблемы, существующие в российском законодательстве и предложить пути их решения. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами потребительского.

Предметом исследования является законодательство, защищающее права и интересы потребителей. Ведущее место среди общенаучных методов занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все государственно-правовые явления во взаимной связи между собой, в их обусловленности. Среди общенаучных методов исследования существенное место занимают конкретно-исторический, формально-логический, сравнительный методы.

Автором также используются специально-юридические методы исследования - сравнительно-правовой, историко-правовой, метод анализа и толкования правовых актов. По структуре работа состоит из введения, трех глав включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка. После социалистической революции взгляды ученых на гражданское право как регулятор имущественных отношений были подвергнуты пересмотру.

В период от революции до перехода к новой экономической политике нэп в молодом Советском государстве считали несовместимыми товарно-денежные отношения с социализмом. В соответствии с подобными представлениями широкое распространение получило мнение "о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ, которое должно осуществляться вне какого-либо гражданского права" [1].

В силу этого развивалась концепция о ненужности права вообще, а гражданского в особенности. Тем не менее отношения по купле-продаже товаров существовали, и их было необходимо регулировать. Проведя анализ положений ГК г. Продавец отвечал перед покупателем за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению.

Так же как и в дореволюционном законодательстве, для определения ответственности продавца важное значение имел своевременный осмотр вещи покупателем. В противном случае продавец не нес ответственности за недостатки проданного товара, если они могли быть обнаружены при внимательном осмотре.

Будет Права потребителей в торговом обслуживании запрет

Принятие покупателем вещи без оговорок лишало его в дальнейшем права ссылаться на ее явные недостатки. О чем же говорит анализ предпосылок принятия ГК г. О том, что, несмотря на "меновую концепцию, в соответствии с которой гражданское право трактовалось как форма опосредования частнособственнических, товарных отношений" [2] , советская власть не смогла обойтись без гражданского права для урегулирования имущественных отношений, в которых участвовали граждане, по продвижению товаров от одних лиц к другим.

Советское государство с первых лет своего существования поднимало вопрос о качестве производимой продукции и оказываемых услуг. Качество товаров народного потребления имело "первостепенное значение для максимального удовлетворения все возрастающих потребностей трудящихся Первоочередной задачей советской власти в области защиты прав потребителей явилась постановка вопроса о качестве производимой и реализуемой продукции.

Удивительно, но факт! Статья 3 Соглашения гласит: Таким образом, примерно до середины х годов вопросами защиты прав потребителей, несмотря на имеющееся гражданское законодательство, вследствие отсутствия четкого правового механизма занимались сами продавцы исполнители , которые своей работой достигали необходимых успехов в социалистических соревнованиях.

Претворение этой задачи в жизнь никогда не теряло своей актуальности, а наоборот, с каждым годом все увеличивалось. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая г.: К концу х годов насчитывалось уже около ОСТов. Однако, несмотря на всю проводимую работу, проблемные вопросы существовали повсеместно. Зачастую, борясь за выполнение и перевыполнение плана, ведя решительную борьбу за выполнение количественных показателей, производителям некогда было думать о качестве производимой продукции.

На конференции по борьбе за улучшение качества продукции, созванной ВЦСПС, ВСНХ и другими хозяйственными организациями, делегатами было вскрыто немало фактов такого отношения со стороны руководящих организаций и отдельных рабочих. Конференция констатировала, что на отельных участках систематически ухудшается качество кожи, обуви, суконно-шерстяных тканей и т. Стандартизация изделий, а также внедрение утвержденных стандартов продукции в практику советских предприятий проводились крайне слабо.

Читать ONLINE Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Даже в высших партийных кругах отмечали, что "до сего времени далеко не изжита еще в практике наших хозяйственных организаций капиталистическая "теория", что "потребитель все слопает". Среди основных задач, стоящих перед лицами, осуществляющими розничную торговую деятельность, выделяется задача "повышения культуры обслуживания населения", в которую был включен конкретный перечень мероприятий, проводимый с целью защиты прав граждан от недобросовестных продавцов.

В социалистическое соревнование включались работники каждого магазина, брали на себя ряд обязательств, среди которых выделялось обязательство по строгому соблюдению санитарных правил, культурному обслуживанию потребителей, недопущение жалоб на некультурное обслуживание. В конце х годов в СССР развернулось движение по созданию бригад отличного обслуживания покупателей. Они образовались не в связи с принятием какого-либо нормативно-правового акта, а на конкретном примере старшего продавца магазина N 31 Московской конторы "Гастроном" И.

Коровкина, который стал одним из инициаторов создания таких бригад. И уже в связи с подобным опытом и, придавая большое практическое значение внедрению во все предприятия торговли и общественного питания передового опыта высококультурного обслуживания покупателей, Министерство торговли СССР издает Приказ от 25 июля г. N "О распространении опыта работы бригады отличного обслуживания покупателей, организованной ст. Среди основных методов работы таких бригад являлся "Обслуживание покупателей", в который включалось изучение спроса покупателей, оказание помощи в выборе товара.

Особое внимание уделялось качеству реализуемых товаров. С середины х годов права потребителей, зафиксированные в гражданском законодательстве, принятом еще в е годы, стали дополняться различными ведомственными актами. Приказом министра торговли СССР от 15 июня г. N был установлен порядок обмена и возврата недоброкачественных товаров. Этот подзаконный нормативный акт регулировал вопросы, касающиеся сроков обращения граждан, обнаруживших в купленном товаре недостатки.

Однако полностью реализовать свое право на расторжение договора потребитель мог не всегда. N было установлено, что замена в телевизорах и других радиотоварах электровакуумных изделий радиоламп, кинескопов , сопротивлений и конденсаторов не дает покупателю права требовать обмена товара или возврата его стоимости.

Также особый порядок ответственности торгового предприятия был установлен за продажу недоброкачественной обуви.

Надзор в сфере защиты прав потребителей

Правила обмена и ремонта недоброкачественной обуви, купленной в розничной торговой сети, утвержденные Министерством торговли СССР 7 мая г. Розничное торговое предприятие несло ответственность за продажу некачественных как промышленных, так и продовольственных товаров. N и для магазинов потребительских обществ - Центросоюзом, устанавливали обязанность магазина принимать от покупателей товары, имеющие явные или скрытые недостатки или не соответствующие наименованию и сорту, под которым они были проданы [5].

Перед советским государством стояла важнейшая задача по дальнейшему подъему технического уровня промышленности, повышения качества промышленной продукции и "доведения ее до уровня лучших мировых стандартов" [6]. По сравнению с ГК г. Но наряду с положительными моментами в деле защиты прав потребителей налицо были и негативные явления. Прежде всего это касалось несоответствия некоторых статей Основ друг другу. Это приводило к тому, что в итоге выбор санкции осуществлялся самой торгующей организацией. И в Основах, и в ГК союзных республик не был определен порядок осуществления покупателем своих прав при приобретении вещи в розничном торговом предприятии.

Этот порядок согласно ГК большинства союзных республик устанавливался Советом Министров союзной республики или Министерством торговли. Отсутствовали в Основах и ГК РСФСР и общие положения о договорах в сфере обслуживания граждан, а это, в свою очередь, привело к широчайшему развитию ведомственного нормотворчества. Ведомственное нормотворчество вкупе с торговой практикой нанесли неоценимый вред потребителям, который выразился в том, что они, формально защищенные общим гражданским законодательством, фактически находились во власти своих контрагентов.

Министерства и ведомства, используя свои монопольные позиции в соответствующих отраслях, при издании разнообразных правил пренебрегали не только интересами потребителей, но и самим гражданским законодательством. Так, Правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети принятые в г , ухудшали положение потребителя по сравнению со ст.

Основы предусматривали право выбора между обменом и расторжением договора в случае продажи некачественной вещи, Правила - обмен, а расторжение договора только в том случае, если соответствующего товара нет в продаже и без возмещения понесенных убытков. Право покупателя на соразмерное уменьшение покупной цены, предусмотренное ст. Не упоминалось в этих Правилах и о судебной защите прав покупателей, что влекло за собой соответствующие высказывания со стороны продавцов "иди жаловаться куда хочешь".

Даже в литературе высказывалось мнение, что обращение граждан в суд за защитой своих субъективных прав из-за препятствующих этому отдельных положений отдельных подзаконных актов иногда не имеет перспективы. Поэтому лица, чьи права нарушаются, прибегали к помощи печати.

Таким образом, примерно до середины х годов вопросами защиты прав потребителей, несмотря на имеющееся гражданское законодательство, вследствие отсутствия четкого правового механизма занимались сами продавцы исполнители , которые своей работой достигали необходимых успехов в социалистических соревнованиях.

Развивалось ведомственное нормотворчество, не всегда соответствовавшее Гражданскому кодексу. Государство строго следило за уголовными преступлениями в сфере торговли и оказания услуг, в то время как деяния, не считающиеся уголовными, оставались как бы вне "грозного государственного ока".

Общественное порицание стало достаточно действенным способом защиты прав потребителей [7]. Письмо в вышестоящую организацию, конференции потребителей, коллективные собрания - все это приводило к определенным изменениям в качестве обслуживания покупателей и торговле. Партия также не осталась в стороне и "гневно клеймила" предприятия, организации и даже отдельных работников за нарушения, допускаемые в сфере торговли и услуг, поддерживая, пусть и декларативно, советского потребителя.

К концу х годов законодательство о защите прав потребителей представляло собой крупный массив правовых актов различного уровня, включающий в себя нормы различных отраслей права. Однако кроме положительных тенденций, прослеживающихся в советском гражданском законодательстве начала х - х годов о защите прав потребителей, выявляются весьма существенные недостатки, которые в дальнейшем привели к коренным переменам в данной сфере.

Прежде всего это касалось того, что отношения между торговыми предприятиями и потребителями строились на основе ведомственных нормативных актов, а гражданское законодательство, по сути, не освещало особенностей, присущих данным отношениям. Подзаконные акты, в свою очередь, принимались самим заинтересованным ведомством, которое нередко ограничивало права потребителей и не создавало соответствующих гарантий этих прав.

Кроме того, сами нормативные акты ввиду отсутствия мероприятий по просвещению и информированию граждан об их потребительских правах не были доведены до сведения широкого круга населения, в силу чего потребители фактически находились во власти своих контрагентов. Факт навязывания дополнительной покупки "в нагрузку" не пользующегося спросом товара или навязывание дополнительно ненужной услуги широко известен, а этому способствовал именно абстрактный характер формулировки договоров об удовлетворении потребностей граждан в Основах и ГК РСФСР.


Читайте также:

  • Сдача экзаменов в гибдд после лишения прав за пьянку
  • Возможен ли развод без согласия супруга
  • Отпуск по уходу за ребенком инвалидом за счет фсс